Не претендую на академичность материала, так как я всего у меня всего 3 года опыта юзанья Linux дистров и я дилетант.
Прямо дилетант-дилетант, даже src собираю в загрузках, хотя как выяснилось это вообще неправильно =(
Расскажу о двух существенных проблемах, которые меня доконали за 2 года активного юзанья и как я их решил.
Все нижесказанное справедливо для Xubuntu 14.04 x64 + Mate
Первая проблема: игры/проги написанные с помощью библиотеки SDL 1.2 не запускаются выдавая сообщения вида
no video devices available
На сайте SDL советуют вбить в SH следующее: DISPLAY=:0 ; export DISPLAY
Прикол в том, что это не помогает. Гугление легко может показать что люди советуют скомпилить xorg с нуля ручками или пропатчить ядро.
Можно запускать приложения через SUDO - но это черевато падениями системы и вообще нестабильному поведению.
Спустя долгого мучения и установки чего можно и компилированию всего и всея, что никак не помогало, нашелся замечательный гайд
по установке SDL из исходников, который решил мою проблему раз и навсегда